Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
«Уральский
государственный технический университет –УПИ»
Утверждаю
Проректор
университета
______________
О.И. Ребрин
“_____” ________ 2006 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Математический
анализ
Рекомендовано Методическим
советом УГТУ-УПИ
для направления 210300 «Радиотехника»,
специальности 210302 – “Радиотехник-инженер”
специализаций «Эксплуатация и
ремонт радиотехнических средств ПВО» и «Применение средств связи специальной
разведки»
Екатеринбург 2006
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным
стандартом высшего и среднего образования и учебным планом по направлениию
210300 «Радиотехника»,
специальности 210302 – “Радитехник-инженер”, утвержденному приказом
Минобразования РФ № 72 мжд/СП от 10.03.2000 г.
Программу составил, Крохин Александр Леонидович, доцент,
канд. физ. – мат. наук, кафедра ВМ и УМФ.
Программа одобрена на заседании кафедры “Вычислительные
методы и уравнения математической физики” (ВМ и УМФ) 11 октября 2006 г.,
протокол № 4.
Заведующий кафедрой ВМ и УМФ, доктор физ. – мат. наук,
профессор
П.С. Мартышко.
Программа одобрена Методической комиссией радиотехнического
факультета ________ 200_ г., протокол №______.
Председатель методкомиссии доц., канд. техн. наук О.Г.
Дружинина
Программа
согласована:
Зав. кафедрой ПВО: |
Зав. кафедрой
«Военная разведка» |
В.А.Колобов |
И.Н.Коваленко |
|
|
АННОТАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина является неотъемлемой составной частью общей системы математических дисциплин и посвящена изучению дифференциального и интегрального исчисления функций одной и нескольких вещественных переменных, теории числовых и степенных рядов, тригонометрических рядов Фурье, интегральных преобразований Фурье и Лапласа.
1.
Цели и задачи дисциплины
«Математический анализ» -
фундаментальная дисциплина, обеспечивающая успешное изучение специальных
разделов математики и инженерных дисциплин.
Целью данной дисциплины является обеспечение
студентов математическими знаниями и умениями, позволяющими успешно осваивать
специальные курсы, а также самостоятельно осваивать необходимые дополнительные
разделы математики.
Задачами преподавания данной
дисциплины являются:
-
развитие у студентов логического и алгоритмического мышления;
-
формирование математических знаний и умений в предусмотренном
программой объеме;
-
выработку навыков самостоятельного углубления и расширения
математические знания и проведения математического моделирования прикладных инженерных
задач.
2.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
4.2. В результате изучения
дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
-
основные понятия дифференциального и интегрального исчисления
функций одной и многих переменных, их свойства и взаимосвязь;
-
основные понятия теории числовых и функциональных рядов,
использование рядов для
приближенных вычислений и для
аппроксимации функций;
-
понятия функции комплексной переменной, ее производной,
интеграла по дуге, ряды Тейлора и Лорана, вычеты;
-
основные свойства интегральных преобразований Фурье и Лапласа;
УМЕТЬ:
-
вычислять производные функций одной или нескольких переменных;
-
вычислять определенные, двойные и тройные интегралы;
-
исследовать свойства и строить графики ФОП;
-
находить экстремумы функций 1, 2х и 3х переменных;
-
строить степенные разложения и проводить с их помощью вычисление
значений функций, определенных интегралов, решать дифференциальные уравнения;
-
строить разложение в ТРФ;
-
применять интегральные преобразования для решения ДУ и других,
предусмотренных программой задач;
ОЗНАКОМИТЬСЯ:
-
с особенностями языка математики - строением определений и теорем, основными
методами логических рассуждений;
-
основными понятиями теории скалярного и векторного полей;
-
применением математических моделей для описания и исследования
реальных объектов;
3.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной
работы |
Всего часов |
Семестр 1 |
Семестр 2 |
Семестр 3 |
Общая
трудоемкость дисциплины |
408 |
96 |
88 |
224 |
Аудиторные
занятия |
221 |
64 |
64 |
93 |
Лекции |
108 |
32 |
32 |
44 |
Практические занятия (ПЗ) |
108 |
32 |
32 |
44 |
Лабораторные работы (ЛР) |
5 |
- |
- |
5 |
Самостоятельная
работа |
187 |
32 |
24 |
|
Расчетно-графические
работы (РГР) |
50 |
|
|
|
Индивидуальные
домашние задания (ИДЗ) |
60 |
|
|
|
Подготовка
к контрольной работе |
|
|
|
|
Итоговый контроль |
4 |
2 |
2 |
|
Зачет
|
2 |
|
2 |
|
Экзамен |
|
экзамен |
|
экзамен |
4. Содержание
дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п |
Раздел
дисциплины |
Лекции час. |
ПЗ час. |
ЛЗ |
1 |
Введение в
математический анализ. Пределы ФОП и последовательности. |
10 |
10 |
|
2 |
Дифференциальное
исчисление ФОП, исследование и построение графиков. |
12 |
10 |
|
3 |
Дифференциальное исчисление ФНП. |
10 |
12 |
|
|
Итого 1
семестр |
32 |
32 |
|
4 |
Неопределенный
интеграл |
6 |
10 |
|
5 |
Определенный
интеграл, приложения. |
6 |
6 |
|
6 |
Несобственные
интегралы |
2 |
2 |
|
7 |
Двойные и тройные интегралы. Приложения. |
6 |
4 |
|
8 |
Скалярное
поле. Криволинейный и поверхностный интеграл 1 рода. Векторное поле. Криволинейный
и поверхностный интеграл 2 рода. |
12 |
10 |
|
|
Итого 2 семестр |
32 |
32 |
|
9 |
Числовые
ряды |
6 |
6 |
|
10 |
Функциональные
ряды |
10 |
12 |
3 |
11 |
Теория ФКП |
10 |
10 |
|
12 |
Интегралы,
зависящие от параметра |
6 |
4 |
|
13 |
Преобразования
Лапласа |
6 |
6 |
|
14 |
Тригонометрические
ряды. Преобразование Фурье |
6 |
6 |
2 |
|
Итого 3
семестр |
44 |
44 |
5 |
4.2.
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1.
Предмет математического анализа, сведения о множествах и логической
символике, отображения и функции.
Действительные числа: алгебраические свойства множества R действительных чисел;
действия над действительными числами; существование точной
верхней (нижней) грани числового множества, принцип вложенных
отрезков.
Теория пределов: предел числовой
последовательности; основные свойства и признаки существования предела; предельные точки множества и теорема Больцано-Вейерштрасса о
выделении сходящейся подпоследовательности;
предел монотонной
последовательности; число
"е"; верхний и нижний пределы;
критерий Коши существования предела;
предел функции в точке; свойства пределов; бесконечно малые и бесконечно
большие функции и последовательности; предел отношения синуса бесконечно малого аргумента к аргументу;
критерий Коши существования предела; символы "о" ,
"О".
Непрерывные функции: локальные свойства непрерывных функций; непрерывность
функции от функции; точки разрыва; ограниченность функции, непрерывной на
отрезке; существование наибольшего и
наименьшего значений; прохождение через
все промежуточные значения; Монотонные
функции; существование и непрерывность обратной функции; непрерывность
элементарных функций.
Раздел 2. Дифференциалы и
производные: механический и геометрический
смысл производной; правила
дифференцирования; дифференцируемость функций в точке; производная в точке, дифференциал и их геометрический смысл; производные и дифференциалы высших
порядков; формула Лейбница.
Основные теоремы дифференциального
исчисления и их приложения: теорема
Ролля, теоремы Лагранжа и Коши о
конечных приращениях; локальная формула Тейлора; асимптотические разложения элементарных
функций; формула Тейлора с остаточным
членом; применение дифференциального
исчисления к исследованию функций,
признаки знакопостоянства, монотонность, экстремумы, выпуклость,
точки перегиба, раскрытие неопределенностей; геометрические приложения.
Раздел 3. Понятие функции нескольких
переменных, предел, непрерывность. Определение частных производных.
Дифференцирование функции нескольких переменных в точке. Геометрический смысл.
Связь понятий "непрерывность", "существование частных
производных", "дифференцируемость" в точке. Достаточные условия
дифференцируемости. Частные производные и дифференциалы высших порядков.
Формула Тейлора. Неявные задания функций, представление их по формуле Тейлора.
Локальный экстремум: необходимые и достаточные условия существования. Критерий
Сильвестра. Абсолютный экстремум функции нескольких переменных на замкнутой
ограниченной области.
Раздел 4. Неопределенный интеграл:
первообразная функция, неопределенный интеграл и его свойства; таблица формул интегрирования; замена переменной;
интегрирование по частям; интегрирование рациональных функций; интегрирование некоторых простейших
иррациональных и трансцендентных
функций.
Раздел 5. Определенный интеграл: задачи, приводящие к понятию определенного
интеграла; определенный интеграл Римана;
интегрируемость непрерывной функции,
монотонной функции и ограниченной
функции с конечным числом точек
разрыва; свойства определенного интеграла, теорема о среднем значении;
дифференцирование по переменному
верхнему пределу; существование
первообразной от непрерывной функции;
связь определенного интеграла с неопределенным: формула
Ньютона-Лейбница; замена переменной; интегрирование по частям; длина дуги и
другие геометрические, механические и физические приложения.
Раздел 6. Несобственные интегралы:
интегралы с бесконечными пределами и
интегралы от неограниченных функций;
признаки сходимости и вычисление.
Раздел 7. Двойной и тройной интегралы: двойной интеграл,
его геометрическая интерпретация и основные свойства; приведение
двойного интеграла к повторному; замена переменных в двойном интеграле; площадь поверхности; механическое и
физическое приложения двойных и тройных интегралов.
Раздел 8. Скалярное поле, его характеристики:
поверхности уровня, производная по направлению, градиент. Криволинейные интегралы и интегралы по
поверхности: криволинейные интегралы;
формула Грина; интегралы по поверхности;
формула Остроградского; элементарная формула Стокса; условия независимости
криволинейного интеграла от формы пути. векторное поле; поток, дивергенция,
циркуляция, ротор; векторная интерпретация формул Остроградского и Стокса;
потенциальное поле; векторные линии и
векторные трубки; соленоидальное поле;
оператор "набла".
Раздел 9.
Числовые ряды: сходимость и сумма числового ряда; критерий
Коши; знакопостоянные ряды; сравнение рядов; признаки сходимости Даламбера, Коши; интегральный признак сходимости;
признак Лейбница; абсолютная и условная
сходимость; преобразование Абеля и его применение к рядам; перестановка членов
абсолютно сходящегося ряда; теорема Римана; операции над рядами; двойные ряды; понятие о
бесконечных произведениях.
Раздел 10.
Функциональные последовательности и
ряды: равномерная сходимость; признаки
равномерной сходимости; теорема о
предельном переходе; теоремы о непрерывности,
почленном интегрировании и дифференцировании; степенные ряды, радиус сходимости, формула Коши-Адамара; равномерная
сходимость и непрерывность суммы степенного ряда; почленное интегрирование и
дифференцирование степенных рядов; ряд
Тейлора; разложение элементарных функций
в степенные ряды; оценка с помощью формулы
Тейлора погрешности при замене функции многочленом; применение рядов к приближенным вычислениям.
Раздел 11. Теория функций комплексной переменной
Дифференцируемость функции комплексной переменной.
Понятие и свойства аналитической функции комплексной переменной. Особые точки,
их классификация через пределы. Понятие интеграла, его свойства и вычисление.
Теоремы Коши, их использование для вычисления контурных интегралов функции комплексной
переменной. Ряды Тейлора и Лорана. Классификация особых точек через ряды
Лорана. Понятие вычета функции комплексной переменной в особой точке, в
бесконечности. Теоремы о вычетах. Вычисление интегралов функции комплексной
переменной с помощью вычетов. Лемма Жордано. Вычисление собственных и
несобственных интегралов в действительной области методом теории функции
комплексной переменной.
Раздел 12.
Интегралы, зависящие от параметра; непрерывность, дифференцирование и интегрирование по
параметру; несобственные интегралы; зависящие
от параметра; равномерная сходимость, непрерывность, дифференцирование и
интегрирование по параметру; применение
к вычислению некоторых интегралов; функции, определяемые с помощью
интегралов, бета- и гамма-функции
Эйлера.
Раздел 13. Преобразование Лапласа
Определение оригинала и изображения (по Лапласу).
Теорема о существовании изображения и о его свойствах. Теоремы о свойствах
преобразования Лапласа: однородность, аддитивность, подобие, дифференцирование
и интегрирование оригинала и изображения, сдвиг аргумента в оригинале и в изображении.
Изображение периодического сигнала. Свертка оригиналов и её свойства. Теорема
Бореля. Формулы Дюамаля. Обратное преобразование Лапласа, его свойства.
Восстановление оригинала по изображению: таблица, разложение на сумму элементарных
дробей, использование теорем Бореля и Дюамаля, с помощью теорем обращения.
Решение операционным методом ЛДУ и СЛДУ с постоянными коэффициентами и
начальными условиями в нуле.
Раздел 14. Тригонометрические ряды. Преобразование Фурье
Произвольный тригонометрический ряд. Достаточное условие его равномерной сходимости, свойства его суммы. Представление периодической функции в виде тригонометрического ряда. Теорема о необходимых условиях представимости функции тригонометрическим рядом. Определение тригонометрического ряда Фурье периодической функции. Формулы коэффициентов Фурье функции.
Теоремы о достаточных условиях поточечной сходимости ТРФ к функции, его "породившей". ТРФ для четных и нечетных функций, для функций, заданных на отрезке. Примеры разложений в ТРФ периодических сигналов. ТРФ в комплексной форме. Спектры периодической функции, их свойства. Интеграл Фурье непериодической функции, заданной на всей числовой оси. Условия представимости функции её ИФ. Различные формы записи ИФ. Спектральная функция, свойства амплитудного и фазового спектров непериодической функции. Прямое и обратное преобразование Фурье, их свойства. Теоремы о свёртках оригиналов и изображений (по Фурье). Связь преобразования Фурье и преобразования Лапласа.
Понятие
дельта-функций и её использование в преобразовании Фурье не абсолютно
интегрируемых на всей числовой оси функций.
5. Практические и лабораторные занятия
5.1
Перечень тем практических занятий
Содержание лекций и
практических занятий, как правило, совпадают, поэтому перечень тем практических
занятий не дублируется.
6.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа призвана
закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на
лекциях, лабораторных и практических занятиях. Кроме того, часть времени,
отпущенного на самостоятельную работу, должна быть использована на выполнение домашней
работы, на подготовку к лабораторным занятиям, на выполнение курсовой работы и
на подготовку к защите курсовой работы.
6.2. Контрольная работа.
Темы контрольных работ
№ п/п |
№ раздела |
Наименование
|
1 |
3 |
"Неопределенный интеграл" |
2 |
4 |
"Дифференцирование функций нескольких переменных" |
6.3 Домашняя
работа
Перечень тем домашних работ
№ п/п |
№ раздела |
Наименование |
1 |
1 |
«Введение в анализ» |
2 |
2 |
"Исследование
функции и построение ее графика" |
3 |
5 |
"Интеграл по фигуре" |
4 |
6 |
"Векторный анализ" |
5 |
8 |
"Функции комплексной переменной" |
6 |
9 |
"Операционное исчисление в задачах" |
7 |
10 |
"Интеграл Фурье" |
7.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1.
Рекомендуемая литература
7.1.1. Основная
литература
1.
Кудрявцев
Л.Д. Курс математического анализа, Т. 1-2. М.: Наука, 1989.
2.
Ильин В.А., Поздняк Э.Г. Основы математического
анализа, Т. 1-2. М.: Наука, 1998.
3.
Бугров Я.С., Никольский С.М. Дифференциальное и
интегральное исчисление. М.: Наука, 1980.
4.
Бугров Я.С., Никольский С.М. Дифференциальные
уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функции комплексного переменного. М.: Наука,
1981.
5.
Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное
исчисление для втузов. Т. 1-3. М.: Наука, 1978.
6.
Свешников А.Г., Тихонов А.Н. Теория функции
комплексного переменного. М.: Наука, 1979.
7.
Калиткин Н.Н. Численные методы. М.: Наука, 1978.
8.
Бронштейн Н.Н., Семендяев К.А. Справочник по
математике. М.: Наука, 1981.
9.
Сборник задач по математике для втузов. Линейная
алгебра и основы математического анализа / Под ред. А.В. Ефимова и Б.Д.
Демидовича. М.: Наука, 1981.
10. Сборник
задач по математике для втузов. Специальные разделы математического анализа/
Под ред. А.В. Ефимова и Б.Д. Демидовича. М.: Наука, 1981.
11. Кузнецов
Л.А. Сборник заданий по высшей математике. (типовые расчеты). М.: Высшая школа,
1983.
8.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
9. Методические рекомендации по организации
изучения
дисциплины
Рекомендации для преподавателя
включают в себя следующее:
·
разработку методики изложения курса: структуры и
последовательности изложения материала; составление тестовых заданий, контрольных
вопросов;
·
разработку методики проведения и совершенствование тематики
лабораторных работ; использование в лабораторном практикуме реальных данных и
получение имеющих практический смысл результатов;
·
разработка
методики самостоятельной работы студентов;
·
постоянную
корректировку структуры, содержания курса.
Рекомендации для студента
включают в себя следующее:
·
обязательное
посещение лекций ведущего преподавателя; лекции – основное методическое
руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом
структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко
и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные
проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым
проблемам;
·
подготовку и
активную работу на лабораторных занятиях; подготовка к лабораторным занятиям
включает проработку материалов лекций, рекомендованной учебной литературы.
Подписано в печать |
|
Формат
60x84 1/16 |
|
Бумага писчая |
Плоская печать |
Усл.
печ.л. |
|
Уч.-изд. л. |
Тираж |
Заказ |
Цена
«С» |
Редакционно-издательский
отдел ГОУ ВПО УГТУ-УПИ
620002, Екатеринбург, ул. Мира,
19